copyrights

Антропософская медицина | Аптека | Новые технологии | Шаги к здоровой жизни | Библиотека

 

RUSSIAN | ENGLISH

Подписка на новости:

29/01/2006
Рудольф Штейнер. Биографический очерк
Рудольф Штейнер родился 27 февраля 1861 г. в Кралевиче в Австро-Венгрии (ныне Югославия). После окончания реального училища в Винер-Нойштадте он переезжает в Вену, где получает основательное естественнонаучное и математическое образование, углубленно занимается философией, литературой, историей.

В ранний период своей деятельности Р.Штейнер активно участвует в научной и художественной жизни Вены, позднее Веймара и Берлина. Человек необычайно широкого круга интересов, он общается со многими выдающимися людьми своего времени. В 1882 г. начинает работу над введением и обширными комментариями к естественнонаучным трудам Гете в Кюршнеровском издании «Немецкой национальной литературы». Эта работа имела важное значение для молодого Штейнера; в Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу «вели к переходу от естественных наук к науке о духе».

В этот период своей жизни он молчал о духовных восприятиях, открытых ему еще с детства. Поставив целью выразить свои познания о сверхчувственном в идеях, соответствующих современному образу мышления, Р.Штейнер развивал свое мировоззрение в строго философской форме. Плодами этой работы явились книги: «Основные черты теории познания Гетевского мировоззрения» (1886 г.), его докторская диссертация по философии «Истина и наука» (1891 г.) и особенно «Философия свободы» (1894 г.). Эти свои сочинения он характеризовал как важную промежуточную ступень между познанием чувственного и духовного мира. В них был обозначен путь мысли, которая отдается не впечатлениям физически чувственного внешнего мира, а только самой себе. В человеке тогда работает чистое мышление как живая в себе самой сущность.

С началом столетия начинается новый период в деятельности Р.Штейнера. Исходя из потребностей Духа Времени и глубинных запросов своих современников он принимает решение публично выступить с результатами своих духовных опытов. Для этого он принимает предложение войти в Теософское Общество в качестве генерального секретаря Немецкой секции, подчеркнув с самого начала, что все излагаемое им есть результат его собственных духовных исследований.

Вскоре появляются его основные духовнонаучные сочинения: «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека» (1904 г.), «Как достигнуть познания высших миров?» (1904-1905 гг.), в котором указывается путь духовного ученичества в упражнениях и медитациях, «Очерк тайновсдения» (1910 г.), где с духовнонаучной точки зрения излагается космология и история человечества.

Все эти годы Р.Штейнер ведет интенсивную лекционную деятельность. Важнейшее место в ней занимают циклы лекций по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело» 1913 г. к конфликту между руководством Теософского Общества и Р. Штейнером, в результате которого Р.Штейнер, а вместе с ним и большая группа его последователей, вышли из Теософского Общества.

В том же году было основано Антропософское Общество, заложен краеугольный камень здания Гетеанума в Дорнахе (близ Базеля, Швейцария), куда с тех пор переместился центр антропософской деятельности. На строительстве здания Гетеанума в период первой мировой войны вместе работали представители восемнадцати народов Европы. Автором проекта и внутреннего оформления здания (росписей, витражей, пластических элементов) был Р.Штейнер, называвший Гетеанум «Домом Слова». Результатом его работы в сфере искусства стали постановки четырех написанных им драм-мистерий, новое искусство движения («искусство видимой речи») — эвритмия, искусство речеобразования и рецитации, которые развивались при активном участии его ближайшей помощницы — Марии фон Сиверс-Штейнер.
После окончания войны, когда устои довоенной социальной жизни Европы были потрясены до основания, Р.Штейнер выступил с идеями о трехчленности социального организма.

Принципиальные воззрения его в этой области изложены в книге «Основные черты социального вопроса» (1919 г.).
Тогда же им были даны важнейшие положения новой педагогики, основана первая Вальдорфская школа; в 1921 г. врачом Итой Вегман был открыт Клинико-Терапевтический Институт в Арлесхайме. В основе их лежало антропософское понимание существа человека.

В ночь на 1 января 1923 г. пожаром было уничтожено здание Гетеанума, что явилось ударом для Р.Штейнера и всего Антропософского Общества. На Рождество 1923 г. оно было коренным образом реорганизовано во Всемирное Антропософское Общество со Свободной Высшей Школой Духовной Науки.

Последний год жизни Р.Штейнера отмечен поразительной по своей интенсивности и разносторонности деятельностью. Он создает макет нового Гетеанума, который был построен уже после его смерти, читает циклы лекций по медицине, сельскому хозяйству, драматическому искусству, лекции для теологов и рабочих Гетеанума, с новых точек зрения развивает многие темы, разработанные им ранее, дает новые эзотерические указания для углубления внутренней жизни. Прикованный к постели, он тем не менее продолжает работать. «Мощным выдохом его духа» назвала это время его жизни Мария фон Сиверс-Штейнер.

Рудольф Штейнер скончался в Дорнахе 30 марта 1925 г.

В настоящее время во многих странах мира распространены Вальдорфские школы и детские сады, биологическо-динамическое сельское хозяйство, исключающее использование химических удобрений и способствующее восстановлению естественного плодородия почвы, антропософские клиники и фармацевтические фирмы, лечебнопедагогические учреждения, школы эвритмии и многое другое, что возникло из импульсов, данных Р. Штейнером.
 
   


copyrights

Международное общественное объединение
антропософской медицины и гомотоксикологии

Александр Наумович
Факс
+375 17 2378478
E-mail - naum[@]issam.biz