copyrights

Антропософская медицина | Аптека | Новые технологии | Шаги к здоровой жизни | Библиотека

 

RUSSIAN | ENGLISH

Подписка на новости:

29/01/2006
Ганс Вернер. Антропософский метод в медицине

Konstanten fur Wirtschaft und Gesellschaft.
Festschrift fur Witzenmann zu seinem 85. Geburtstag. Herausgegeben von Jolanda Rothfub, Hans-Eberhard Koch und Georg Duffner.

Konstanz 1993 1993 Labhard-Verlag, Konstans Alle Rechte, auch die des auszugsweisen Nachdrucks, Der photomechanischen Wiedergabe und der Ubersetzung, Vorbehalten.

Layout und Satz: Alfaletra Line & Type, Konstanz
Druck: Maus Offsetdruck, Konstanz
Bindearbeit: Walter Verlag GmbH, Buchbinderei, Heitersheim

К теме
Антропософский метод в медицине – это плод антропософии Р. Штайнера (1861-1925 гг.). В то время, когда все сферы человеческого бытия пронизывает естествознание, направленное лишь на чувственно осязаемое, антропософия, будучи одним из направлений в духовном исследовании, ставит своей целью дать новые импульсы для развития науки, искусства и религии. Реальность материального должна быть вновь дополнена реальностью духовного.

Антропософский метод в медицине имеет целью обогатить антропософским знанием о природе и человеке возможности врачебной деятельности. Он стремится стать не столько альтернативой, сколько расширением академической медицины. В представленной работе делается попытка показать какое место занимает этот метод в медицинско-историческом контексте, раскрыть его основы и области применения.

Медицина сегодня
Медицина с конца прошлого столетия создала знание, которое проникло вплоть до тончайших клеточных, микробиологических и молекулярных процессов в организме человека. Результаты этих наблюдений стали возможными благодаря быстрому параллельному развитию технологий. Т.о. человек стал объектом научного исследования все более усложняющихся технических средств. Это потребовало скрупулёзности отдельных наблюдений. Человек стал существом, чьи душа и дух рассматривались как продукт физических и химических реакций.

Человек ищущий на переходе к Новому времени отошёл от мировоззрения Средних веков, на которое накладывала отпечаток, прежде всего, черпающая из древних источников алхимическая наука с её поиском связи между материей и духом в Природе, в человеке и болезни. В схоластике (13 век) с помощью умственных упражнений было разработано рационалистическое системное мышление. Это мышление стало инструментом научного рационалистически - механистического подхода в современном естествознании.

Впоследствии Декарт (1596-1650) выступил проводником нового метода в осмыслении мира, земли и человека. Он воспользовался созданным схоластикой мыслительным инструментом при поиске фундамента, на котором должно было основываться твёрдое познание. Им исповедовалась научная точка зрения, согласно которой физический мир приводится в движение чисто механическими законами. Своё механистическое понимание природы он перенёс и на живое. Он предложил следующее решение проблемы, с которой сталкивались ученые, пытаясь исследовать сложные системы, которыми являются живые и одушевлённые существа: «Если проблема настолько сложна, что ты не можешь решить её сразу, раздели её на множество подпроблем, которые должны быть такими мелкими, чтобы ты смог решить каждую из них»1. Немецкий идеализм в первой половине 19 века может рассматриваться, как попытка пойти навстречу этому новому направлению в науке. Идеализм искал сферу деятельности для познания в человеческом «Я», которое способно объять себя в мышлении.

Теория познания идеализма потерпела крах и ей на смену пришёл позитивизм, духовным вождём которого был Огюст Конте. Конте отвергал немецкий идеализм, отождествляя его с метафизикой. Благодаря этому освободился путь для экспериментального направления в научном исследовании, которое всё дальше отходило от прежнего взгляда на мир, как на Творение Духа и всё сформировавшееся и формирующееся считало результатом действия физических и химических сил. Так была создана теория науки как учение о прикладных методах.

Научная истина должна была измеряться техническими методами и подтверждаться статистически. Тем самым был проложен путь материалистическому мировоззрению как основе науки, свободной от ценностей и ответственности и как следствие такой науки развился американский научный прагматизм.

Результатом такого развития является возрастающее разрушение жизненного пространства растений, животного и человека и как результат этого разрушения усиление вымирания видов в растительном и животном мире и рост заболеваемости у человека. Если это направление в науке, вытекающее из материалистического мировоззрения останется единственным, лежащим в основе исследования здорового и больного человека, то в перспективе это грозит человеку стать только объектом. С этой точки зрения болезнь является препятствием для нормального производственного процесса. Она подвергается исследованию при помощи высоко дифференцированной диагностики, человеку же – субъекту живому и одушевлённому, наделённому «Я» грозит опасность быть забытым. Терапия ориентируется на результаты анализов, т.е. на патологию, и из-за этого теряет из вида самочувствие и переживания больного человека.

В последние годы всё больше академических врачей, которые хотят избавиться от устаревших, застывших стереотипов в мышлении, признают эту тенденцию в развитии медицины. Так, в резюме к годовому отчёту за 1990 г. Информационного Совета за объединение усилий в здравоохранении говорится: «Научными терминами нельзя в полной мере объяснить ни принципов, ни воззрений медицины»2. Schipperges идёт ещё дальше, указывая: «Если медицина в будущем останется в пространстве ограниченном наукой она не сможет ориентироваться в вопросах естествознания. Несомненно, ей придётся претерпеть раскол и специализацию. Опасности раскола можно избежать лишь посредством сознательной, продуктивной, запланированной и целенаправленной интеграции. Создание такого противовеса уже само по себе приведёт к определённой системе отношений, а именно к той сверхсистеме, которая может быть создана не на основе естественно-научных дисциплин, дополнительных методов или дедуктивных тенденций, но только на феномене человека. Именно потому, что медицина наука опытная, она не позволит себе отказаться от опыта философии»3. Эти слова отчётливо свидетельствуют о том, что внутри самой медицины появилось недовольство редукционистскими методами. Выражаются сомнения в адекватности применения лекарственных препаратов, основанном на результатах испытаний, полученных исключительно признанными научно-статистическими методами к индивидуальному «случаю», т.е. к конкретному человеку с его уникальной судьбой и способностью к переживанию. Fulgraff говорит об этой проблеме следующее: «На какой научной основе можно однажды полученные обобщённые статистические сведения о группах носителей признаков разобщить и индивидуализировать?.... Не пора ли развить методы, позволяющие накапливать опыт применения лекарственных препаратов и привести его в систему, сделав доступным на межсубъектном уровне, а не втискивать отдельных больных в группы?... Поскольку это в конечном итоге значит, что действительность заменяется моделями, которые должны быть тем более редуцированными, чем сложнее действительность до тех пор, пока не будет восприниматься только та часть действительности, которая предлагается данной моделью. Врачебный опыт в этом смысле вообще не формируется, поскольку действия врача ориентированы на модель, а не на действительность»4. Не подрывает ли это основы сегодняшних парадигм? Не появляется ли всё больше исследователей, признающих, что редукционистские методы не позволяют науке продвинуться к постижению реальности человека? Не следует подвергать сомнению великие достижения медицины с конца прошлого столетия; они непререкаемы и их несомненное достоинство в рациональной диагностике. В современной терапии это в особенности относится к острой патологии и реанимационной медицине. Но в области всё возрастающего числа хронических заболеваний академической медицине поставлены узкие рамки и на сегодняшний день медицинской общественностью ожидается, что будут найдены способы лечения, выходящие за рамки химиотерапевтического метода. В них должны учитываться индивидуальность больного и возможность участия самого пациента в лечебном процессе.

Основы антропософского метода в медицине
Позитивистски-редукционистский метод в силу своего характера обходит вопросы касающиеся человека как душевно-духовного существа. Но тогда душевно-духовное перестаёт быть реально существующим. Оно становится побочным продуктом физико-химических процессов или живёт в представлениях как теоретическая абстракция. Анатомия и патология, физиология и патофизиология, фармакология и терапия тоже создают основу антропософского метода в медицине. Последний же видит свою задачу в духовно-научном расширении познания о человеке и природе.

Р. Штайнер – основатель антропософской науки о духе описал путь познания, который даёт каждому человеку возможность достичь восприятия созидающих и действующих идей скрытых за чувственно воспринимаемыми явлениями природы. При этом он примыкает к естественнонаучным методам исследования Гёте и описывает путь ученичества, на котором реальность мира идей может открыться человеку если он усилит и укрепит своё мышление5. В период с 1920 по 1924 гг. Р. Штайнером и врачом И. Вегман при участии других врачей был разработан антропософский метод в медицине. В главе "Истинное познание существа человека, как основа искусства врачевания" из книги "Основы расширения искусства врачевания" авторы определяют основную задачу антропософии в медицине следующим образом:

«Речь идёт не об оппозиции к медицине, работающей на основе традиционных методов. Её принципы нами полностью признаются. И мы считаем, что то, что предлагается нами, может применяться в искусстве врачевания только тем, кто считается полноправным врачом в духе данных принципов. Но мы добавляем к тем знаниям о человеке, которые получают при помощи признанных сегодня научных методов знания, полученные на основе иных методов и поэтому вынуждены, опираясь на расширенные знания о мире и человеке расширять искусство врачевания. Традиционной медицине по сути нечего возразить против того, что мы предлагаем, поскольку мы не отрицаем её. Только тот, кто требует, чтобы с его знанием не только считались и изначально отрицает любые знания выходящие за рамки его собственных, отвергнет наш опыт. Расширение знания о мире и человеке приводят к познанию физического человека. Это познание может быть достигнуто посредством естественно-научных современных методов, основанных на признании существовании духовного человека. Антропософия, прежде чем говорить о духовном, формирует методы, которые дают ей право на подобные высказывания»6. Рассматривая в микроскоп молекулярные структуры различных образцов тканей человеческого организма, исследователь не видит сущности человека. Небольшие пробы тканевых структур организма не позволяют создать единой картины. Для её создания необходимы знания о временных и душевных процессах и об интегрирующей силе духовных качеств «Я», в его тесном слиянии с тканевыми структурами организма. Как раз интеграцию многочисленных отдельных результатов научных исследований в выше названные функциональные уровни и считает своей задачей антропософский метод в медицине.

Р. Штайнер во всех своих трудах по педагогике излагает результаты фундаментальных духовно-научных исследований о здоровье и развитии человека, как определенной последовательности метаморфоз от рождения до смерти, о том, что переживается им до рождения и после смерти, о закономерностях формирования судьбы в здоровом и патологическом состояниях и о законе перевоплощения человеческого духа («Я»). Эти результаты положены им в основу антропософского метода в медицине. Такой образ человека требует от врача относиться к патологии особенно сознательно и осмысленно. Если болезнь не случайность, а появляется как "необходимость" в определённый момент биографии человека, то она имеет судьбоносное значение. Такой подход требует от врача нового качества ответственности. Из всех имеющихся в распоряжении элементов диагностики (биографический анамнез, пропедевтический осмотр, лабораторный и инструментальный анализы) он формирует для себя образ, на основе которого приобретается интуитивный импульс к построению терапии. Целью терапии является не только восстановление здоровья, но и ненавязчивая (не нарушающая внутренней свободы человека) помощь в развитии его «Я» в физической, душевной и духовной сферах. Такой настрой обязывает антропософского врача соблюдать христианскую этику.

Понимание существа человека может быть достигнуто путём анализа качественных различий между царствами природы. Большая часть Земли населена растениями. Корневая система растений обращена к мёртвому минеральному царству. Оттуда растение получает необходимые для строительных процессов соли. Пространство вокруг корневой системы обеспечивает растению связь с миром животных, поскольку на образование гумуса и распад органических веществ воздействуют помимо грибов ещё и бактерии живущие в почве. Цветок и плод растения соотносится посредством их окраски, аромата и вкуса с душевной сферой Земли, в которой в свою очередь насекомые и птицы обнаруживают своё душевное родство с растительным миром. Они живут тем, что им даёт растение, и поддерживают существование растений, способствуя их оплодотворению. Живой организм Земли, посредством растительного мира не только создаёт, состоящие из растительных веществ неорганические субстанции, но и основу для жизни животного мира и человека, способствует построению активно дышащего, чувствующего и движущегося организма. Живое царство растений, мёртвое царство минералов и одушевлённое животное царство создают условия для того, чтобы человек стал носителем духа. С учётом этого существо человека раскрывается в его материальном облике, в физиологических жизненных процессах, протекающих в определённом ритме, в его душевной углублённости и связанной с ней способностью чувствовать и способности к движению в его родстве с тремя царствами природы.

Физическое тело человека сформировано по геометрическим законам. Благодаря им человек явлен в пространстве. Физическое тело человека является его материальной основой и слепком действий жизненной силы (эфирного тела - жизненной силы, витальности), души и духа. После смерти оно распадается, подчиняясь законам природы. Оно становится "землёй", обнаруживая тем самым своё родство с минеральным царством природы.

Формирование и поддержание жизни в физическом теле осуществляется благодаря жизненной организации. Дыхание, теплообмен, пищеварение, регенерация, рост и репродукция - это ритмические процессы, в которых проявляет себя жизненная организация. В чистом виде этот живой хроноорганизм встречается в растительном мире. Жизненная организация животного приспосабливается к внешним условиям посредством углублённого душевного элемента, а жизненная организация человека - посредством души и духа.

В душевной организации человека, наряду с пространственными (физическое тело) и временными (жизненная организация) закономерностями выступает сознание в его связи с душевной жизнью. Вследствие этого в физическом теле наступает радикальное преобразование обменных отношений. В обменных процессах растения определяющихся одной лишь жизненной организацией превалирует построение; активного распада не происходит. Животные и человек обязаны своей душевной подвижностью обращению процесса дыхания (вдыхание кислорода и выдыхание углекислого газа). Обмен веществ одушевлённых организмов, благодаря углекислоте и воде, получающимся в процессе диссимиляции, становится потенциальным носителем душевной деятельности. Таким образом, душевное определяет новые качества обменных процессов и тем самым подготавливает физическую основу для восприятия и мышления, чувствования, движения и жизнедеятельности. Душевная организация роднит человека с животным царством. Самосознанием, разумом, сохраняющейся на протяжении всей жизни способностью к обучению и свободным самоопределением человек обязан своему «Я». Животные проявляют своё существо, ограниченное рамками инстинктов и побуждений в своей физической организации своего биологического вида. А человек способен, благодаря своему «Я» управлять своими душевными силами и может научиться свободно распоряжаться ими. Человеческое «Я» пронизывает жизненную организацию и физическое тело и накладывает индивидуальный отпечаток на организм вплоть до физиологических процессов, качественных характеристик тканей, структурных межклеточных образований и облик человека в целом. Благодаря духовным качествам «Я» человек является духовным существом, во власти которого подняться над природой, преобразовать её и создать культуру. Человеческое «Я» на протяжении всей жизни формирует из привнесённых с собой наклонностей под влиянием событий и переживаний свою индивидуальную биографию. Последняя обнаруживает наряду с индивидуальным течением ряд общих закономерных метаморфоз. В любой момент жизни человека его «Я» может из прошлой жизни внести новую жизненную концепцию и, тем самым, придать биографии новый поворот. Эти ростки новый судьбы сформированные «Я», могут развиться либо уже в этой жизни, либо внести свою лепту в концепцию следующей жизни только после смерти. «Я» в качестве духовной энтелехии с самого начала своего существования вновь и вновь погружается в земной мир и, преодолевая препятствия на пути своего становления и, накапливая жизненный опыт, становится способным соответствовать основным требованиям христианской этики. Четыре члены существа человека определяют земное существо человека, в тоже время они являют собой реальные уровни бытия, подтверждаемые наблюдением за природой. Подробное изучение их качеств возможно для человека только посредством расширения познания7. Этот путь ученичества часть антропософского метода в медицине.

Антропософский метод в медицине
Здоровье и болезнь


Когда человек рождается его жизнь, душа и «Я» заняты преимущественно формированием физического тела. Для раннего детства характерны построительные обменные процессы, рост и подвижность. У ребёнка скорее грезящее сознание. У пожилых всё по-другому. Бодрствование доминирует над сном. Всё сильнее преобладают процессы распада, неуверенность в движениях, чрезмерная сформированность и деформация внешнего облика. Эта полярность между детством и старостью делает видимыми силы, которые от рождения до смерти работают над созданием и сохранением физического облика человека. В каждом возрасте должно установиться новое отношение между формообразующими процессами и процессами роста.

Везде, где люди встречаются друг с другом, возникает живо пульсирующий ритм, как элемент выравнивания. Постоянная гармонизация между упорядочивающими формообразующими силами и несущими хаос силами роста проявляется в феномене здоровья. Прототип этого ритма обнаруживается в соотношении между частотой дыхания и частотой пульса. Здоровье должно, таким образом поддерживаться в любой момент жизни как некое равновесие. Если перевешивают силы роста - появляется опасность воспалительных заболеваний. При преобладании формообразующих сил возникает наклонность к склеротическим и деформирующим заболеваниям. Каждый вечер человек из-за преобладания в сознании процессов распада немного склеротичен. Сон нивелирует эту тенденцию. Утром человек из-за ночных построительных процессов немного воспалён; бодрствование подавляет эту воспалённость. Старик несёт в себе наклонность к склерозу, ребёнок - к воспалению. Ритм между формообразованием и ростом, между сном и бодрствованием, между рождением и смертью в череде земных жизней, как в узком, так и в самом широком смысле - источник здоровья. Всё, что человек получает извне - пищу, воздух, чувственные впечатления, переживания и все реакции и исцеляющие импульсы, которые в ответ на эти внешние воздействия рождаются в недрах нашего спящего организма - всё это способно нарушить хрупкое равновесие и вызвать болезнь. Для того, что бы появилась болезнь необходимо, чтобы переполнилась некая чаша. (До определённой степени человек не заболевает, т.е. он способен удерживать это равновесие).
Вышеописанные силы с их полярностью друг к другу и ритмичным выравниванием в человеческом организме пространственно упорядочены. В голове находится важнейшие органы чувств и мозг, как центр нервно-чувственной системы. Последняя, благодаря специфическим качествам органов образует психическую основу бодрствования, восприятия и представления; её физиологическое действие проявляется в процессах распада и формообразования. Крупные обменные органы и конечности в нижнем человеке вкупе образуют центр обмена веществ и конечностей. Он есть физическая основа спящего сознания, произвольных движений и воли; физиологически он проявляет себя в процессах построения и роста. В грудной клетке сердце и лёгкие образуют центр ритмической системы - он физическая основа грезящего сознания и жизни чувств.
На основании результатов духовно-научного антропософского исследования нельзя считать, что нервная система является единственным местом средоточия душевно-духовного;

душевно-духовное распределено по всему организму. Отношение душевной деятельности к системам соответствующих органов дают понять, что заболевания органов сопровождаются изменениями в жизни чувств, воли и представлений. И при диагностике могут указывать на заболевания физически ещё не проявленные.

Подходы к терапии
Человек существо не обособленное. Посредством питания, дыхания, чувств, душевных и духовных переживаний он сообщается с окружающем его миром природы и культуры. Будучи открытым воздействию природных и культурных процессов, он сохранит здоровье только в том случае, если вступит во взаимодействие с ними, „переварит“ и усвоит их. Эта тесная связь с природой и культурой на разных уровнях объясняет многообразие терапевтических подходов, которые ниже будут описаны как единое целое без претензии на совершенство.

Вот краткий обзор таких подходов:
1. Лекарственные средства в виде иньекций или перорально;
2. Наружное применение;
3. Уход за телом;
4. Забота о душе;
5. Лечебная гимнастика и художественная терапия;
6. Устройство жизни;
7. Взаимодействие врача и пациента как лекарственное средство;

Человек на трёх уровнях в своей телесной организации сродни процессам, происходящим в царстве минералов, растений и животных. Благодаря существованию и деятельности «Я» эти природные процессы в человеческом теле сдерживаются в зачаточном состоянии. И поэтому то, что в человеческом организме содержится как зачаток, проявляется в дифференцированном виде в трёх царствах природы как её богатство, многообразие явлений. Но любой природный процесс, развитие которого по каким либо причинам не может сдерживаться означает болезнь.

Природные процессы на основе минералов, растений и животных, выравнивающие патологические и здоровые процессы развитие болезни представляют собой лекарственные средства, полученные путём фармацевтической обработки. Понимание и распознавание существа болезни в индивидуальной жизненной ситуации конкретного человека т.о., при условии знания качества субстанции, приводит непосредственно к каузальной терапии.

Химически синтезированные препараты академической медицины действуют преимущественно симптоматически или „субстанционально“. Антропософский врач волен применять их по своему усмотрению; ему следует научиться распознавать их действие на тело, душу и дух.
Медикаменты в соответствии с принципом их действия, формой и течением заболевания даются сильно концентрированными, или в высокой степени разведения или потенцированными. Они принимаются перорально или в виде инъекций. Их воздействие осуществляется в сфере обменных процессов, лишённой сознания.

Препараты, применяемые наружно, действуют прежде всего через кожу и чувство. Свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества, вытяжки из растений, внутренних органов и секретов животных, магнетизм электричества и рентгеновское излучение применяются различным образом. При радиотерапии необходимо очень придирчиво относиться к её назначению с учётом её агрессивности и возможных нежелательных побочных эффектов. Терапия приобретает новое качество, если терапевтические манипуляции, в том числе и наружные, производятся самим врачом. Это происходит при различных формах массажа и назначаемыми в антропософской медицине втираниях мазей на основе различных металлов или масляных экстрактах растений в область проекций тех или иных органов. Терапевт и пациент благодаря прямому контакту вступают в особые отношения, способствующие излечению. Все препараты для наружного применения действуют через чувство. Кожа – это орган чувств, благодаря способности к тактильному и тепловому восприятию. Но воздействовать можно и через чувство осязания, чувство жизни и чувство движения. Такая форма терапии переживается больным более осознанно из-за того, что по ходу применения происходит раздражение тех или иных чувств. В ответ на чувственное раздражение в той или иной степени наступает стимуляция обменных процессов, которые в свою очередь, способствуют излечению.

Больному человеку как дома, так и в больнице нужны уход и внимание, мытьё, правильное положение в постели, уход за кожей, ногтями, правильно заправленная постель и многие другие процедуры укрепляют чувство физического комфорта. Только тот, кто сам однажды зависел от подобной помощи может понять что значит для пациента квалифицированный предупредительный и заботливый уход. Уход может стать существенной частью процесса выздоровления.
Атмосфера палаты, оформленной в соответствии с эстетическим чувством оказывает благотворное влияние на процесс выздоровления пациента. Аппетитно приготовленная пища, молитва перед едой, любовное внимание, посещение или беседа вносят свою лепту в создание положительного душевного настроя. Хорошая книга, рассказывание сказок, чтение вслух, музыка и т.д. заставляют душу забыть о своём горе и пробуждают в ней вопросы бытия. Если больной занимается искусством или какой либо прикладной деятельностью, у него может пробудиться радость к жизни и внутренняя активность, которые значимы для выздоровления.
Приведённые ниже формы терапии обращены в особенности к активности «Я».

Лечебная гимнастика нацелена преимущественно на восстановление подвижности отдельных частей тела и позвоночника.
Художественная терапия, напротив, обращена к созидающему «Я», которое посредством душевной и жизненной организации посылает упорядочивающие и целительные импульсы человеку в целом или отдельным патологически изменённым процессам во внутренних органах. Она применяет элементы различных искусств и пытается направить пациента на путь выздоровления. Благодаря ей формообразующие процессы и процессы роста, выпавшие из гармонических взаимоотношений образующих сил побуждаются к гармонизации.

Неважно будет ли результат ценным с эстетической, художественной точки зрения. Каждое искусство работает в терапии с присущим ему основными элементами.

Лепка работает с элементами формы, пустотами, выпуклостями, углами, конусами, воронками и остриями.

Живопись - с цветами и контрастами. Обе формы терапии могут применяться в процессе работы с различными материалами и в различной технике.

Музыка работает с ритмами, интервалами, тональностями и мелодиями с использованием различных инструментов.
Речь - со звукообразованием, звуковыми секвенциями, ритмами и рифмами.

Эвритмия - с формами движения всего тела, которые развивались на основе человеческой речи и музыки. К этой же группе относятся все душевные упражнения, выполняемые сознательно. Они начинаются с простого, например, с изменения привычек и могут варьироваться. Все упражнения на развитие и укрепление воли и мышления не только помогают гармонизировать душевную деятельность в сфере мышления, чувствования и воления, но гармонизируют и телесные процессы организма.

По опыту известно как важно для больного найти человека, с которым он смог бы поговорить о своих жизненных проблемах. Если больной открывается врачу, последнему это помогает постичь индивидуальную жизненную ситуацию пациента и руководствуясь этим, попытаться указать пути для изменения образа и стиля жизни. Ведь излечение - это нечто большее, чем просто возобновление физического здоровья. Оно означает сознательное возвращение к зачастую забытым идеалам и целям в жизни. При этом пробуждаются великие вопросы бытия: откуда приходит человек, когда он рождается; куда уходит человек, переступая порог смерти, как взаимосвязаны для него болезнь и судьба, что значит для него болезнь? В этом случае врач переживает образование новых импульсов в недрах бессознательного. В этом месте деятельность врача соприкасается с деятельностью священника, когда священнослужитель оказывает больному человеку поддержку в жизни вплоть до превращения хлеба и вина на Тайной Вечере, подготовке больного к смерти и последнему Причастию.

"Любовь - лучшее лекарство" - так описывает Парацельс подход к излечению, которое включает в себя все выше названные способы терапии. В центре его находится "лекарство-человек". Больной не получит медикаментов, его тело и душа не получат должного ухода, он не сможет заниматься лечебной гимнастикой или художественной терапией, не сможет рассказать о своей жизни, если рядом с ним не будет людей, вдохновлённых отзывчивостью и состраданием. Чем в большей степени усилием воли они разовьют в себе любовь, тем эффективнее станут все лечебные процедуры, в которых нуждается больной. Они противопоставляют любовь горю, боли, страданиям пациента. Чем в большей степени удаётся создать атмосферу доверия, тем эффективнее становятся все методы терапии от медикамента до беседы. Мужество врача и его человеческая воля создают условия для действия правильного выбора и целительного применения терапии.

Схема ниже описывает эти взаимосвязи, терапевтические методы, приведённые слева воздействуют на тело. Они осуществляются при более пассивном участии человека, несмотря на то, что их действие переживается им постепенно всё более осознанно, благодаря наружному применению терапевтических средств и уходу за телом.
В правой части таблицы изображено как созидающее «Я» в процессе эстетического переживания или художественно-ремесленных занятий, в процессе художественной терапии и, в конечном итоге, в процессе пробуждения к вопросам жизни призывается к активному участию в излечении. Фармацевт преобразует природные субстанции в лекарственные средства, которые воздействуют на физическое тело без осознания этого процесса пациентом (левая часть таблицы). Священник передаёт путём преображения хлеба и вина духовные целительные силы, которые принимаются «Я» осознанно. Середина подводит к праобразу исцеления. В отношениях между терапевтом и пациентом любовь и боль переплетаются в целительной встрече двух личностей. Врач несёт ответственность за терапию в целом; терапевты и люди, обеспечивающие уход отвечают каждый за свою область.

Больной, врач и лечебные средства в процессе взаимодействия создают необходимые предпосылки для гуманной терапии в соответствии с человеческой природой. Но методы статистического анализа (двойной слепой метод) разрывают эти взаимосвязи, исходя из представления о том, что таким образом можно составить абсолютно объективное суждение. Но исключение субъективности пациента и врача устраняет из процесса излечения чрезвычайно важный для него социальный элемент.

Сферы действия
Антропософское направление в медицине началось в Швейцарии и в Германии. На сегодняшний день антропософская медицина существует во многих странах мира. Международное представительство в научной области осуществляет Медицинская Секция при свободной высшей школе Духовной науки при Гетеануме, за правовую область отвечает международное объединение врачей за расширение медицины с точки зрения антропософии. Во многих странах мира существуют местные объединения врачей. Наряду с ними существуют объединение пациентов – ”Aktion fur biologische Medizin e V.“, представляющее всю биологическую медицину и общество пациентов за расширение лечебного дела, проводящее множество акций в области медицины и гигиены. Во всех специальных областях медицины этот метод представлен практикующими врачами в терапевтикумах, санаториях, больницах и лечебно-педагогических учреждениях. Во многих местах существуют вводные курсы для врачей продолжительностью от трёх месяцев до года, образовательные учреждения подготавливающие персонал по уходу за престарелыми и больными, лечебных эвритмистов и художественных терапевтов. Ряд исследовательских институтов работает с позиций естествознания и антропософии над медицинскими проблемами, прежде всего, онкологическими заболеваниями и терапией их препаратами омелы. Фармацевтические фирмы изготавливают разработанные Р. Штайнером и антропософскими врачами лечебные средства, зачастую с использованием новейших технологий. Широко известны различные препараты омелы.
Данный метод в медицине молод и перспективен в своём развитии. Своей известностью он обязан стремлению создать гуманную медицину и успехам на этом пути. В законодательстве о фармакологии он зарегистрирован в качестве особого направления в терапии.

Заключение
Несмотря на выдающиеся достижения современной медицины вновь и вновь говорится о кризисе медицины в наши дни. Под этим подразумевается собственно медицинская форма кризиса человечества вообще: например, экологические катастрофы, кризисы в образовании, энергетике. Общая причина всех кризисов заключена в современном осмыслении человека и природы утратившим связь с духовными основами природы и культуры. Экзистенциальным вопросом нашего времени является вопрос удастся ли человечеству вновь обрести утраченную связь с духовным. Антропософия стремится указать путь к новым познаниям и формам терапии в медицине. Если человечество захочет преодолеть глобальный кризис то материалистической науке и науке о духе, исследующей уровни бытия жизни души и духа, необходимо будет объединить свои усилия во всех сферах жизни.

 

Перевод И.Агаповой
Редактор В.А. Сергеев
Союз антропософских врачей Москва 2001 г.
Ссылки
[1] DESCARTES, R.: Abhandlungen über die Methode des richtigen Vernunftgebrauchs und der wissenschaftlichen Wahrheitsforschung, Reclams Universal-Bibliothek 3767.
[2] Zitiert nach SCHÜRHOLZ, J.: Stellungnahme zum fahresgutachten 1990 des Sachverständigenrates für die konzertierte Aktion im Gesundheitswesen, Der Merkurstab, Heft 3/1991-
[3] SCHIFPERGES, H,: Moderne Medizin im Spiegel der Geschichte, Georg Thieme-VerIag, Stuttgart 1970.
[4] FÜLGRAFF, G.: Der kontrollierte klinische Versuch, Pharmazeutische Zeitung 130, Nr. 51/52, Jahrgang 1985.
[5] STEI NEU, R.: Wahrheit und Wissenschaft, Grundlinien einer Erkenntnistheorie der Goctheschen Weltanschauung, Rudolf Steiner Verlag, Dornach.
[6] STEINER, R., WEGMAN, I.; Grundlegendes für eine Erweiterung der Heilkunst nach geisteswissenschaftlichen Erkenntnissen, Rudolf Steiner Verlag, Dornach.
[7] STEINER, R,: Wie erlangt man Erkenntnisse höherer Welten, Rudolf Steiner Verlag, Dornach.

 
   


copyrights

Международное общественное объединение
антропософской медицины и гомотоксикологии

Александр Наумович
Факс
+375 17 2378478
E-mail - naum[@]issam.biz